Главная Слейся с природой

Найти:

на

Яндекс.Погода

активный отдых, водный туризм, речной туризм, туризм, отдых

Северский Донец, Оскол
(сентябрь 1990 г.)

Вернувшись в Донецк, мы с Андреем начали поиск желающих поплыть с нами. Из тех, кого удалось вызвонить, из нашей институтской группы согласился только Толик. И еще одного человека, имя которого я не помню, мы нашли на шахте, на которой проходили практику. Собрались у меня дома, чтобы распланировать поход. Решили доехать автобусом до Изюма (Украина, Харьковская область) и поплыть вниз по течению – дней на 10 – 12, как получится. Обсудили, что надо взять, список получился примерно такой:

• байдарки – 2 (2-х и 3-хместная);
  • небольшая лопатка – 1 (чтоб окапывать канавку вокруг палатки);
  • фонари – 2;
  • котелок – 1 (5 л);
  • небольшое оцинкованное ведро – 1 (7 л, жаба задавила еще один котелок покупать для чая);
  • сковородка;
  • канистра для питьевой воды – 1 (30 л);
  • фляги – 4;
  • миски, кружки, ложки, вилки, ножи – у каждого;
  • сухое горючее – 1 упаковка (для того, чтобы быстро разжечь костер);
  • спички;
  • теплая одежда: свитера, куртки, шерстяные шапки (я взял лыжный костюм и не пожалел);
  • аптечки индивидуально;
  • мыльно-рыльные принадлежности;
  • клей для резины (на случай аварии, чтоб заклеить байдарку);
  • батарейки для фонарей и плэера (не помню сколько);
  • продукты (уже точно не помню сколько чего): 2 или 3 кг картошки, 1 кг лука, 9 или 10 кг гречки, тушенка, рыбные консервы, палка сухой колбасы и немного хлеба на первое время, чай, сахар, соль.

Байдарки, рюкзаки, матрасы, топор у нас были. Спальники и палатку пообещал взять этот четвертый товарищ в прокате на шахте, а мы договорились накупить все остальное. Полиэтилен не нашли (в 90-м году туговато было со многими товарами), отец притащил с шахты кучу больших плотных пакетов, и я их спаял паяльником.

Рано утром, когда мы должны были ехать, мне позвонил этот четвертый и сказал, что якобы его ограбили, все вынесли из квартиры, что нажито непосильным трудом, в том числе палатку и спальники. Я ему, конечно, не поверил, но делать нечего (неудивительно, что я не помню его имени). Толику я позвонил, но он уже выехал, а у Андрея тогда не было телефона (мобильной связи тогда тоже не было). Хорошо, что мы договорились встретиться за час до отбытия автобуса на вокзале и что все остальные оказались обязательными и пунктуальными людьми. У Андрея дома была 3-местная палатка, и они с моим отцом успели съездить на машине к нему домой и обратно. Мою 2-хместную байдарку мы оставили в Донецке и поехали с 3-хместной. Благо все набрали теплых вещей, так как ехали без спальных мешков.

За 6 часов добрались до Изюма, река Северский Донец оказалась в 100 метрах от автовокзала. За час собрали байдарку, переложили продукты в герметичные мешки, которые идут в комплекте с байдаркой, рассовали их в нос и корму байдарки, погрузились и поплыли по течению. В первый день мы решили рекордов не ставить, тем более что часам к 5 вечера стал моросить дождь. Возле Изюма много лесов, поэтому подходящее место для ночевки мы нашли относительно быстро (на левом берегу) и часам к 6 вечера причалили, поставили палатку, разожгли костер, приготовили поесть. У Андрея с собой была водка, выпили за хоть и скомканное, но успешное начало нашего предприятия, покушали, посидели у костра. В тот же вечер мы обнаружили, что допустили одну ошибку: все трое были курящими, а сигарет взяли только те, что в карманах, у кого-то была трубка, но табака тоже немного. В 90-м году с сигаретами было туго, в Донецке уже наладилось, а по деревням – тишина. Мы решили, что задерживаться на этом месте не будем, а утром поплывем дальше, легли спать.

Утром разогрели остатки ужина, поели, помыли посуду, собрались и где-то в пол 10-го поплыли. Места там замечательные, леса, деревья, склоняющиеся над рекой, коряги, торчащие из воды, прозрачная вода в реке. Коряги хоть и придают некую дикость пейзажу, но их лучше обходить 10-й дорогой. По правой стороне встретились два притока, неоднократно встречались небольшие островки.

Есть, правда, один недостаток в гребле на 3-хместной байдарке втроем: 2 передних места расположены одно за другим сразу, потом идет небольшое багажное отделение, а за ним 3-е место, так что два передних гребца должны грести либо синхронно, либо по очереди, в противном случае один будет биться веслом о весло соседа. В 2-хместной байдарке 2 места разделены багажником, который чуть больше чем в 3-хместной. Позже, обсуждая этот момент, мы пришли к выводу, что лучше на 3-хместной плавать вдвоем, тогда багажник получается длиннее, чем у 2-хместной. Если будете выбирать байдарку, советую это учесть.

К обеду нашли песчаный плес, причалили, достали консервы, хлеб и колбасу, перекусили и поплыли дальше. Через некоторое время по левой стороне увидели небольшой приток или заливчик, а еще чуть дальше большой приток (в этом месте Северский Донец разливается шире, и было видно много небольших водоворотов). Рыбаки сказали, что это река Оскол. Как я потом смотрел по карте, первый левый приток – это тоже Оскол, но он заросший и по нему лучше не плавать, в устье Оскол разливается на 2 рукава, образуя большой остров. Мы, не долго думая, решили зайти на Оскол, против течения. Плыли часов до 6 вечера, проплыли железнодорожный мост и остановились в сосновом лесу, хотя лиственные деревья там тоже были. Разбили лагерь, нашли много сухих веток и бревен для костра, и решили задержаться на пару дней.

На следующий день Толик с Андреем нашли доски и решили построить пристань. Пристань получилась не очень, они опрометчиво перешли на один ее край, получилось что-то вроде качелей и оба оказались в воде. Вода, кстати, была прохладная, но купались мы с удовольствием. Питались мы 3 раза в день, даже 1 раз сварили суп-кондер из остатков колбасы. Огонь поддерживали в течение дня за счет больших бревен, это удобнее чем колоть дрова и постоянно подбрасывать их в костер. Технология такая:

• собираете хворост (сухие не толстые ветки), ветки потолще (диаметром по 4 – 5 см) и 1 большое сухое бревно (диаметром 15 – 25 см, можно даже не очень сухое, но не валите живые деревья, трухлявые тоже можно);
  • ломаете хворост, делаете небольшую кучку, ломаете толстые ветки, складываете сверху хвороста, чтобы размер кучи был где-то 40 см высотой и 50 – 70 см в диаметре, должно быть немного толстых веток под рукой, чтобы если что – подкинуть их в костер;
  • далее поджигаете небольшой кусочек сухого горючего и подсовываете его под кучу (можно использовать жидкость для разжигания костра, на бумагу надеяться не рекомендую, так как разжечь костер с помощью нее во время дождя практически не возможно);
  • когда костер, как следует, разгорится, кладете в него большое бревно, оно будет долго разгораться, а может и тлеть потихоньку. Когда оно перегорит или почти перегорит посредине (а это случится не скоро), можно переломить его пополам и положить обе половинки в костер или сдвинуть их с внешних концов бревна в середину костра.

Воду для приготовления еды и чая брали из реки. Котелок и ведро мы вешали над костром на палку, которая лежала на предварительно вырезанных и воткнутых в землю деревянных рогатинах. Палка была где-то 4 см в диаметре и полтора метра длиной, рогатины высотой где-то 70 см. И палку и рогатины советую делать из живых веток.

На следующий день после завтрака Андрей решил половить рыбу с байдарки, а мы с Толиком пошли в лес по грибы. Часов до 3-х дня прошатались по лесу, собрали больше пол ведра маслят. Так как обед было готовить не кому, перекусили консервами, а на ужин сделали жаркое из картошки тушенки и грибов. К концу дня все табачные изделия закончились, и мы стали забивать в трубку чай, точнее даже не чай, а камелию (это турецкий родственник чая, которого было тогда завались в магазинах). Переночевали еще ночь, утром позавтракали остатками жаркого, собрались и поплыли дальше по течению и вернулись в Северский Донец.

В тот день мы проплыли довольно большое расстояние, выбирались на берег пообедать сухим пайком, и к вечеру где-то к половине седьмого пришли в Славяногорск (теперь Святогорск). Андрей с Толиком разбили лагерь, а я пошел, чтобы купить хлеба, водки и сигарет. Хлеб купил в магазине, а вот водку и сигареты купил у одного таксиста, причем сигарет у него было не много (2 или 3 пачки). Костер мы решили не разжигать выпили, закусывали тушенкой и рыбными консервами. Наконец-то закурили табак :)

Утром проснулся часов в 7, на реке был туман, ребята еще спали. Решил принять ванну, только помыл голову и намылился, как, откуда ни возьмись, появились отдыхающие на лодках, но это мне ничуть не помешало. Часам к 8-и проснулись остальные, тоже покупались, потом немного поели консервов, собрались и двинули подальше от цивилизации.

Плыли где-то часов до 4 дня и доплыли почти до Щурово. Там нашли место на левом берегу, как раз на углу леса и решили остановиться дня на 2. Поставили палатку, развели костер, картошка уже к тому времени закончилась, и мы готовили каши с тушенкой, то свиной, то куриной. Кстати, крупы мы взяли многовато, хватило бы 2 – 3 кг. На следующий день зарядил дождь, и мы целый день играли в преферанс. Еще через день после обеда Андрей и Толик решили поставить резинки и наловить рыбы, а так как я не рыбак мне поручили пойти в Щурово купить картошки, хлеба, а может даже сигарет и водки. Самый простой способ попасть в Щурово с нашей стоянки – это поплыть туда на лодке, но лодка была нужна для рыбалки. Поселок был виден от нас, но идти по краю леса – получался большой крюк, поэтому я решил пройти по берегу. Немного прошел, рядом отдыхала не большая компания и они сказали, что по берегу я не пройду – очень много заливов, и я решил тогда пойти напрямую через луга. Это была плохая идея, в то лето прошло много дождей и луга превратились в настоящее болото. До Щурово я, конечно, дошел, но только часам к 8 вечера. Естественно все магазины были уже закрыты, и я ни чего не купил. Возвращаться назад через болото на темную не хотелось, спросил у коренного населения как еще можно дойти, мне показали дорогу через лес. Уже совсем было темно, когда я набрел на людей отдыхающих возле костра, спросил у них как дальше дойти до реки. Они ответили, что прямо на свою стоянку я не выйду, и мне придется еще идти по берегу через заливчики и лучше на темную этого не делать. Они порекомендовали мне переночевать на коровнике, который находился недалеко, и объяснили, как туда пройти. Так я и сделал. На коровнике работали гостеприимные люди, пастухи налили водки, доярки молока, уложили спать. Утром ни свет, ни зоря встал, попил молока и пошел дальше, вышел к реке как раз возле того парома, о котором я писал ранее. Действительно, до стоянки я преодолел пару-тройку заливчиков, в которых ночью без фонаря бы я провалился по самые помидоры. На стоянку пришел часам к 9. Ребята на меня накинулись, где, мол, пропадал, переживали, в 10 вечера в Щурово плавали. Ну, я им рассказал, как дело было. Они одну резинку порвали, но кое-что поймали, вторую резинку попробовали тоже вытащить и тоже порвали. Неудачная снасть для этой реки – течение сильное и на нее цепляются водоросли, так что если ее долго не вытягивать, то ее растягивает по течению дугой, и она рвется в конечном итоге. Потом мы позавтракали, обложили рыбу крапивой, чтоб не пропала, собрались и поплыли дальше.

В этот же день где-то к часу дня доплыли до плотины высотой метра полтора. Я предлагал разогнаться и перепрыгнуть ее. Остальные меня не поддержали, поэтому пришлось выгрузить веши из байдарки и перенести все по суше.

Плотина. Северский Донец 1990

На плотине пообедали консервами и поплыли дальше. Лес закончился, и в тот день мы не нашли подходящего места для стоянки и высадились где попало. Развели костер (еле нашли с чего), пожарили рыбу, сварили кашу, поужинали и легли спать.

Утром перекусили, собрались и двинулись в путь. Плыли часов до 5 вечера с перерывом на обед, опять начался лес, мы нашли хорошее место на правом берегу и остановились, там мы простояли пару дней. Пробовали ловить рыбу переметом, экраном, но так ни чего и не поймали. Потом доплыли до Серебрянки (это на границе Донецкой и Луганской областей), разобрали байдарки, погрузились в электричку и уехали домой.

В следующем году мы поплыли по Осколу читайте об этом здесь.

Константин Федоров
10.05.2008

Гостевая книга

Copyright © 2008-2009 by Константин Федоров. Все права защищены.
Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием ссылки на этот сайт и со ссылкой на автора материала (указание автора, его сайта)